НЕ КОЛЯСКА,
А МОТОКРЕСЛО |
||
При конструировании мотоколяски ориентация
ставилась на предельно простую технологию. Его основой стала рама мотоцикла М-106: к передней части приварена поперечная балка с рулевыми колонками под вилки колес. К балке с помощью раскосов из труб с наружным диаметром 22 мм и стальной полосы сечением 5X25 мм прикреплен с помощью сварки передний бампер — отрезок стального уголка сечением 30X30X4 мм. К балке и бамперу, в свою очередь, крепится основание мягкого капота, сделанное из полос сечением 5X25 и 4X20 мм. Сам же капот установлен на нем с помощью шарниров и фиксируется пружиной. |
||
Под капотом располагается топливный бак
емкостью 10 л от мотороллера «Электрон»: справа и слева от бака — фары
от мопеда типа «Рига». Мягкий капот, подножка водителя, сиденье водителя со спинкой, сиденье пассажира — все они собраны из деревянных брусков, фанеры, войлока, поролона и искусственной кожи. Сиденье водителя имеет своеобразную конструкцию: в него вмонтирован надувной резиновый медицинский круг, внешний диаметр которого составляет 360 мм. Использование его обусловлено особенностями моего физического состояния: у спинальных больных нарушена трофика, и мышцы практически не работают — не пружинят. Спинка сиденья водителя может откидываться назад, сиденье пассажира легко снимается и состыковывается со спинкой, образуя своего рода подголовник. Сделано это для того, чтобы можно было периодически останавливаться и отдыхать; ноги при этом располагаются на мягком капоте, а тело принимает удобное почти горизонтальное положение. Дело в том, что для спинальных больных возможность смены положения тела имеет громадное значение, поскольку дает отдых ранее нагруженным участкам тела. Все это позволяет избежать застойных явлений. Кстати, с той же целью и капот, и подножка сделаны мягкими. Подлокотники сиденья водителя откидные — они не мешают переходу на мотокресло с кресла-коляски; к тому же при откинутом подлокотнике удобно запускать левой рукой двигатель. Ну а в лежачем положении подлокотники предохраняют водителя от падения с кресла. Сиденье водителя регулируемое — оно может перемещаться вперед и назад на 60 мм, а также изменять в небольших пределах угол наклона, позволяя занять наиболее удобное положение при езде. Фиксируется оно с помощью двойной гребенки, сделанной из стальной полосы сечением 5X25 мм. Передние колеса мотокресла — от мотороллера «Тула-200»; вилки колес выгнуты из стальных труб 0 27X2,5 мм; рулевой вал каждой представляет часть вилки старого дорожного велосипеда. Вилки вставляются в рулевые колонки поперечины, собранной из стальных труб 0 27Х 2,5 мм. Сами же рулевые колонки — из отрезков стальной трубы диам. 34X 3,5 мм; причем изнутри они расточены по посадочным диаметрам чашек подшипников от велосипедной вилки. Для простоты передние вилки сделаны жесткими (без амортизаторов); однако в будущем предполагается доработка машины и установка подрессоренных вилок. К каждой из вилок приварены одноплечие рычаги — поворотные кулаки системы рулевого управления, собранные на сварке из стальных полос сечением 5X25 мм. Из них же изготовлена и поперечная тяга; в зонах расположения отверстий (в середине и по концам) приварены короткие Г-образные отрезки из такой же стальной полосы. Кулаки и поперечная тяга шарнирно соединяются с помощью болтов с резьбой М12, шайб, гаек и контргаек. К центральному рулевому валу (стальная труба 0 27X2,5 мм) снизу приварен рулевой рычаг, собранный из стальных полос 5X25 и 5X30 мм и втулка из стальной трубы диаметром 34X3,5 мм, длиной около 40 мм. В трех местах к втулке подваривается конусная гайка от подшипника велосипедной вилки, внутренний диаметр которой расточен до 27 мм. Рулевой вал вставляется снизу в рулевую колонку на поперечной балке. Колонка представляет собой отрезок трубы диаметром 34X3,5 мм с проточкой на участке 20 мм диаметром 32,7 мм, вставленный в рулевую колонку рамы мотоцикла. Соединение — сваркой, с помощью стальной полосы сечением 5X25 мм и длиной около 70 мм. Сверху в рулевую колонку рамы мотоцикла запрессовывается втулка диаметром 34X3,5 мм, расточенная сверху под чашку подшипника от рулевой колонки велосипедной вилки. Такая же чашка установлена на рулевой колонке поперечной балки и снизу. Центральный рулевой вал соединяется с рулем с помощью фланца — стальной пластины сечением 7X45 мм и длиной 90 мм с отверстиями диаметром 10 мм для кронштейнов руля, которая приварена ко втулке из трубы диаметром 34X3,5 мм. С противоположной стороны втулки нарезается резьба М34Х1 мм, и на нее наворачиваются контргайка и гайка. К последней тремя сварочными точками крепится конусная гайка подшипника велосипедной вилки, внутренний диаметр которой расточен до 27 мм. К центральному рулевому валу втулка вместе с приваренным к ней фланцем крепится двумя болтами с резьбой М8 с гайками и шайбами через сквозные отверстия во втулке и в рулевом валу. Двигатель моего мотокресла — от мотоцикла М-105. С учетом того, что топливный бак расположен сравнительно низко, в карбюраторе мотора штатная крышка поплавковой камеры заменена на крышку от поплавковой камеры двигателя мотороллера «Электрон» — штуцер у нее располагается горизонтально. |
||
Рис. 1. Основной вариант моторизованного
транспортного средства с ручным управлением: 1 — мягкий капот, 2 — руль, 3 — поворотный подлокотник, 4 — двигатель типа М-105, 5 — сиденье, 6 — регулируемая спинка, 7 — сиденье пассажира, 8 — рама мотоцикла М-106, 9 — мягкая подножка, 10 — переднее колесо (от мотороллера «Турист»), 11 — поперечина, 12 —передняя вилка, 13 — заднее колесо (от мотоцикла М-106). |
||
Оставьте
сообщение мне |