АМФИБИЯ ГРИБНИКА И РЫБОЛОВА

рис. амфибииСконструированная амфибия решает целый ряд возникающих при проектировании проблем и противоречий. Их достаточно много, однако главные есть смысл назвать.

1. Можно ли создать автомобиль с двигателем класса 50 см куб! Какие при этом будут его скорость и грузоподъемность?
Выяснилось — можно! При массе 80 кг он свободно везет взрослого человека со скоростью 30—35 км/ч (по асфальту), при условии, что автомобиль имеет упругую подвеску колес. Вариантом с жесткой подвеской гораздо труднее управлять — машина прыгает и не слушается руля, что проявляется уже на скорости свыше 20 км/ч. Ну а на скорости чуть выше велосипедной (16...18 км/ч) она легко везет двух взрослых человек и берет любые подъемы на автодорогах. С одним водителем с места въезжает на эстакаду с углом подъема 15°.

2. Стоит ли форсировать двигатель?
Оказалось — не стоит. При форсировании мотора рост мощности идет за счет повышения оборотов. Крутящий момент при этом не возрастает. Характеристика двигателя становится крутопадающей. Все это затрудняет троганье с места и требует применения многоступенчатой коробки передач. Интересно, что двигатели Ш-51 и Д-6, работая с одной и той же коробкой передач, вели себя одинаково, несмотря на различные мощности.

3. Какими могут быть минимальные габариты у одноместной амфибии? Какая при этом возможна скорость?
Сборка машины предполагалась в обычной квартире, расположенной на десятом этаже. Поэтому размеры ее ограничивались габаритами грузового лифта и ящика, служившего гаражом для амфибии — 2000X2000X700 мм. Так, высота борта составляет 300 мм; это позволяет амфибии свободно держаться на плаву с двумя взрослыми людьми, погружаясь при этом в воду на глубину чуть выше половины борта. А с одним водителем осадка всего лишь 120 мм. На плаву машина весьма устойчива — можно забрасывать спиннинг, садиться на капот, борт или корму без риска перевернуться. Здесь сыграло свою роль низкое расположение двигателя и ходовой части, ставших своего рода балластом. А минимально возможные габариты для одноместного варианта могут быть доведены до 2000X 800X Х400 мм.
Скорость движения по воде при таких размерах, неубирающемся «шасси» и обводах типа «ящик» по законам гидродинамики не может быть выше 3 км/ч. При экспериментах получена скорость со стационарным водометом — 1 км/ч (сказались низкий КПД трансмиссии и самого водомета); скорость же на веслах и с подвесным мотором «Спутник» (2,5 км/ч) оказалась одинаковой. Поэтому целесообразней отказаться и от водомета и от подвесного мотора в пользу весел. При оборудовании колес грунтозацепами из алюминиевых швеллеров — удалось достичь скорости в... 0,5 км/ч. Управлять при этом было удобно за счет крена — для спиннингования это вполне удовлетворительно.
Обобщая сказанное: если машина не рассчитана на глиссирование, то скорость ее на воде зависит только от габаритов корпуса — чем он длиннее и уже, тем скорость выше, чем он шире и короче, тем скорость меньше. Экономичная мощность, необходимая для движения таких машин по воде, обычно составляет до половины мощности, необходимой для движения по суше. Отсюда простой вывод — собирать амфибию по традиционным автомобильным канонам, но обеспечивать герметичность корпуса и предусмотреть водный движитель. Область применения таких транспортных средств — в основном сухопутная. В воде они бывают мало и проходят небольшие расстояния. Нужна эта техника в основном рыбакам и иногда туристам. Если вы хотите иметь быстроходную по воде и суше амфибию, то стройте катер и ставьте его на колеса — другого выхода нет.

4. Ну а какими могут быть проходимость и расход топлива?
Расход топлива за счет снижения скорости и увеличения массы вырос вдвое (по сравнению с «мопедным») и достиг 4л/100км. Надо учесть, что большинство самоделок, собранных на базе мотоциклетных двигателей, не являются чемпионами экономичности и потребляют на каждую сотню километров до 10 л смеси! А если учесть, что двигатель, работая с перегрузкой, через 15 000 км уже теряет мощность, то мечте каждого самодельщика о ежедневных поездках на такой машине, например, на работу, представляется явной утопией. Городским транспортом добираться и быстрее и дешевле.
Что же касается проходимости амфибии, то она почти такая же, как у мопеда. Последний, правда, гораздо лучше ведет себя на песке. Выяснилось, что самолетные «дутики» небольшого диаметра с круглой беговой дорожкой — далеко не лучший движитель: они «резали» колею в рыхлом грунте и буксовали, и машина в итоге «садилась» на днище. Не помогали при этом и грунтозацепы. В принципе же представляется, что проходимость самодельных «земноводных» транспортных средств должна быть такой же, как и у обычных автомобилей; схема с одним задним ведущим мостом и клиренсом, равным радиусу колеса, вполне подходит для них. Дело в том, что даже армейские плавающие автомобили подчас не могут выбраться на берег без помощи лебедки.

5. Какое дополнительное оснащение требуется для амфибии?
Опыт показал: в первую очередь водооткачивающие средства. Без них машина быстро становится своего рода подводной лодкой. Вода может попасть в корпус через неплотные швы, сальники и прочие соединения, во время дождя, при неудачном съезде в воду, при встрече с хорошей волной. Нужно предусмотреть, чтобы вода, попавшая в корпус, стекала в определенное место, обусловленное дифферентом и креном, не задерживаясь перемычками и перегородками. Таким образом ее будет легче удалить. Проще всего сделать это любым черпаком или ковшом, однако можно предусмотреть ручной или электрический насос или эжектор (если используется водомет).
Второе, что совершенно необходимо,— лебедка любой конструкции. Самая простая (но и самая неудобная) — колесная лебедка. За ней по простоте и доступности следует ручная таль: с ее помощью можно вытащить автомобиль откуда угодно. И наиболее сложно делать лебедку с приводом от трансмиссии. Однако в этом случае последний вариант оказался самым простым. Работоспособность такой лебедки демонстрирует случай: закинув якорь на балку ворот и включив сцепление — через несколько секунд машина оказалась в воздухе. Именно благодаря лебедке амфибия может выбираться на самый недоступный и неудобный берег. Для нее не препятствие даже обрыв высотой 2 м, не имеющий заплеска и даже мели у его подножия.
Следующее, что тоже немаловажно,— обеспечение непотопляемости или упрощение спасательных работ после затопления. Все плавающие автомобили, даже армейские, залитые водой, идут ко дну. Дело в том, что разместить блоки плавучести в корпусе попросту невозможно: они заполнят весь его внутренний объем. Остается одно — снабдить спасательными жилетами водителя и пассажиров, обеспечив им возможность быстро покинуть машину, а также предусмотреть буи: всплывая, они поднимут за собой тросы, за которые можно вытащить «утопленницу».
Полезно также предусмотреть привальный брус в конструкции кузова, защищающий его со всех сторон от повреждений, вмятин и царапин во время швартовки к другим плавсредствам. С этой же целью полезно подумать и о расположении фар, подфарников и задних габаритных огней, так как причалы и мостки при стоянке на плаву во время волнения могут стать причиной выбитой фары или выдранных «с корнем» габаритных огней.
Амфибия строилась как своего рода модель, поэтому в ней много упрощений. В частности, не планируя получить высокую скорость, в конструкции отказались от подвески переднего и заднего мостов. Кузов машины несущий, он собран по «лодочной» технологии. Отличие лишь в том, что у него два килевых бруса, и шпангоуты расположены наклонно — так оказалось проще закрепить колесные ниши. Шпангоуты №1 и №2 сходятся треугольником и имеют один общий бимс, выполняющий роль приборной доски. Шпангоуты №0 и №5 зашиты: они служат транцами. Задний транец усилен и имеет накладку для закрепления подвесного лодочного мотора. Кузов обшит прессованным картоном (оргалитом), ниши колес выполнены из кровельного железа. Сборка велась без стапеля, все детали корпуса соединялись гвоздями и нитрошпаклевкой, использованной в качестве клея. Готовый кузов шпаклевался и окрашивался масляной краской.
общий чертеж амфибии

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АМФИБИИ
Число мест ... 1
Масса машины, кг . 80
Полная масса, кг . ... 200
Габаритные размеры, мм:
длина 2000
ширина 1000
высота 1200
База, мм 1050
Осадка с колесами, мм . 300
Скорость на суше, км/ч . . 30
Скорость по воде, км/ч . . 3
Расход топливе, л/100 км . . 4
Усилие на лебедке, кгс . . . 250
Угол максимального подъема, преодолеваемого с места . . 20'
Двигатель......Ш-58
Мощность, л. с. . . . . . 2
Охлаждение .... воздушное

Передний и задний мосты практически такие же, как у спортивного карта, но не имеют тормозов. Дело в том, что тормозные колодки от воды разбухают и быстро стираются. Оба моста прикреплены снаружи к килевым балкам корпуса болтами. Рулевое управление также «картовское»; трапеция располагается снаружи корпуса, она имеет две тяги, соединенные с сошкой на рулевом валу. Герметизирован рулевой вал как шверт на паруснике: к днищу прикреплена труба с фланцем и опорой, выполняющая роль «колодца», а в ней вращается рулевой вал. Верхняя его часть вместе с рулевым колесом сделана съемной, чтобы не мешала при работе веслами, и крепится хомутом-зажимом от велосипеда «Кама».
Задний мост не имеет дифференциала, оба колеса ведущие, что повышает проходимость и мало влияет на управляемость — машина, подобно карту, разворачивается буквально на месте. Крутящий момент на мост передается цепью; для обеспечения ее натяжки мост может смещаться к корме. Ось моста вращается в двух подшипниках, корпуса которых крепятся болтами к килевым балкам.
Трансмиссионный или промежуточный вал принимает крутящий момент от двигателя через цепную передачу, ведомую звездочку которой легко заменить. Число зубьев выбирается от 13 до 25 в зависимости от нагрузки и дороги. Далее момент передается либо на катушку лебедки, насаженную свободно на промежуточный вал и имеющую фиксацию съемным штифтом, либо через сальниковое уплотнение и цепную передачу на задний мост. На этом же промежуточном валу установлен тормозной барабан, работающий на задний мост и лебедку.
Двигатель закреплен на левой килевой балке и для натяжения цепи смещается вместе с глушителем и основанием. В картере двигателя Ш-58 вместо вала кикстартера смонтирован педальный вал от двигателя Ш-51. Левый шатун отпилен около клина, а на правый наварена труба. Таким образом кикстартер у двигателя оказался справа и легко заводится левой рукой. Двигатель переделан на принудительное охлаждение. Для этого пришлось развернуть головку цилиндра на 90°. Так как положение шпилек этого сделать не позволяло, рассверлил отверстия в рубашке цилиндра до 012 мм и отогнул шпильки до совмещения с отверстиями в головке при новом ее расположении. Гайки головки следует удлинить и винтами прикрепить к ним дефлектор. Крыльчатка охлаждения связана с коленвалом двигателя ременной передачей и вращается на оси, закрепленной между головкой цилиндра и цилиндром двумя винтами. Шкив к коленвалу крепится пустотелым болтом, завернутым в резьбовое отверстие в маховике. Приводной шкив — это уплотнительное резиновое кольцо от гильз двигателя ЯМЗ-236. Управление двигателем мало отличается от принятой для карта «Пионер» схемы.
Сиденье и каркас тента сделаны из деталей раскладушек. Тент может подворачиваться с трех сторон, проемы тента застегиваются на «молниях».
Ветровое стекло при необходимости откидывается на капот.
Машина оснащена передними и задними сигналами поворотов, стоп-сигналами и габаритными огнями. Все световые приборы, включая фары ближнего света и фару-искатель,— от велосипедов и мопедов. Предусмотрен и звуковой сигнал.
Амфибия оказалась вполне надежной и удобной. За сезон опытный образец прошел около 2 тыс. км по дорогам и рекам Ярославской области. Поломок не было ни одной. Правда, встречались трудности с очень капризным двигателем.
Где бы ни оказывалась машина, везде она вызывала искренний восторг, удивление и ... зависть. Были «хлопоты» и с сотрудниками ГАИ, которые частенько останавливали — как правило, из любопытства: ведь транспортное средство с двигателем рабочим объ- емом менее 50 см куб. и скоростью ниже 40 км/ч правила относят к мопедам и велосипедам с мотором, и посему регистрации оно не подлежит, и ездить на нем можно без водительского удостоверения.

компоновка амфибиивид сверху амфибии
Компоновка амфибии:(нажмите на рисунок, чтобы увеличить)
1 — передний транец, 2 - лонжероны, 3 - шпангоут № 1, 4 — шарнир ветрового стекла, 5- рамка ветрового стекла, 6 — приборная доска, 7 — шпангоут № 2, 8 — реле поворотов, 9 —съемная часть рулевой колонки, 10 — катушка зажигания, 11— сиденье, 12 — топливный бак, 13 шарнирный каркас тента, 14—запор каркаса тента, 15— педальный узел, 16— ниша переднего колеса, 17 — передняя ось, 18 — колодец рулевого вала, 19 —- общее натяжное устройство педальных тросов, 20 — рычаг переключения передач, 21 — глушитель, 22 — двигатель Ш-58, 23 — щуп-маслоуказатель, 24 — подвижная плита крепления двигателя, 25 — устройство натяжения цепи, 26 — плита крепления трансмиссионного вала, 27 — фланец крепления выхлопной трубы, 28 — задний мост, 29 — ниша заднего колеса, 30 — килевая балка, 31 — шпангоут № 4, 32— задний транец, 33 — педаль газа, 34 — педаль тормоза, 35 — педаль сцепления, 36 — заделка тросов управления, 37 — фланец колодца рулевого'вала, 38 — включатель стоп-сигнала, 39 — передача с трансмиссионного вала на ведущий мост, 40 — цепная передача с двигателя на трансмиссионный вал, 41 — тормозной барабан, 42 — держатель и поводок щита тормозных колодок, 43— катушка лебедки, 44 — трансмиссионный вал, 45 — корпус подшипника, 46— уголки крепления сиденья к килевой балке, 47 — рычаг переключения передач.

переделка двигателя амфибии
Переделка двигателя:
А— установка принудительного охлаждения, Б — разворот головки цилиндра на 90°, В— установка щупа-маслоуказателя, Г — усилитель возврата заслонки.

 

 

 

 

 

трансмиссионный вал амфибииТрансмиссионный вал:
1 — шпоночный палец, 2 — звездочка (передача от трансмиссионного вала к ведущему), 3— подшипники с двусторонним сальниковым уплотнением (от водяной помпы «Москвич-412»), 4 — корпус подшипникового узла, 5 — стенка колесной ниши, 6 — левая опора трансмиссионного вала — крепится к килевой балке, 7— ведомая звездочка (передача от двигателя к трансмиссионному валу), 8— корпус трансмиссионного вала, 9 — штифт-фиксатор шпоночного пальца, 10 — стопорное кольцо, 11 — поводок щита тормозных колодок, 12— щит тормозных колодок, 13—тормозные колодки, 14 — тормозной барабан, 15 — удлинитель трансмиссионного вала, 16— барабан лебедки самовытаскивания, 17— штифт-фиксатор барабана лебедки самовытаскивания, 18 — заглушка трансмиссионного вала, 19 — поддерживающий подшипник, 20 — правая опора трансмиссионного вала (крепится на килевой балке).

жми, чтобы увеличитьСхема педального вала:
1— хомут кренления педального вала к шпангоуту № 1, 2— поводок педали га за,3— поводок педали тормоза, 4 — поводок педали сцепления, 5— педаль сцепления. 6 — педаль тормоза, 7— педаль газа, 8— упор поводков (приваривается к левому хомуту).

жми, чтобы увеличить Схема рулевой колонки:
1 — рулевая сошка. 2 — клин крепления сошки, 3 — балка переднего моста, 4 — днище, 5 — колодец рулевой колонки с фланцем крепления к днищу, 6 — вал рулевой сошки, 7 — дополнительная опора колодца, 8 — хомут удлинителя, 9 — съемный удлинитель рулевой колонки, 10 — поперечина рулевого колеса, 11 — шпангоут № 2.

На главную Dlya-mastera:
Чертежи и описания самодельных конструкций и изделий

Каталог webplus.info

Сайт управляется системой uCoz